СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

Слова-ассоциации, которые возникают к слову «подросток» — это «трудный возраст», «упрямство», «кризис», «переходный возраст», «конфликт», «проблемы», «взросление»…  

Да, подростковый период — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Поведение подростка изменчиво и непредсказуемо. Подросток — часто существо невыносимое. Причём не только для окружающих, но и для себя самого. В психологии этот период не зря называют «кризисом» подросткового возраста. Кризис означает, что нечто старое должно уйти, а нечто новое – появиться.

Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях, оценках и самооценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы.       

Этот кризис жизненно необходим ребенку. Это этап формирования личности человека, подготовка его к взрослой жизни, путь в которой связан с преодолением явных и скрытых препятствий. Одна из важных задач этого периода — отделиться от семьи и найти свою индивидуальность для того, чтобы строить свою собственную жизнь. 

И родителю необходимо быть тем самым поддерживающим и принимающим взрослым, который так необходим ребенку в период проживания этого кризиса. Нужно всегда помнить, что за любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы и причины, которые могут быть следующими:

  • Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «Не лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» — часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
  • Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности («Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим!»), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
  • Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только тогда подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Родителям важно понимать, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, или чтением моралей,  сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, учителях, как относятся к своим престарелым родителям, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Ниже приводится несколько правил, следуя которым Вы сможете помочь своему ребенку справиться с этим сложным периодом.

 

  • Подростковый возраст полон противоречий и беспокойства. Больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте ему о своем переходном возрасте. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.
  • Не забывайте, что ребенок в какой-то степени отражение родителей. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, вы не сможете помочь ребенку.
  • Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не запугивайте ребенка, но постарайтесь донести до него то, что каждое действие, поступок влечет за собой определенные последствия. Если поступок направлен на добро, созидание – последствия благоприятные. Плохие поступки способны сломать человеку жизнь. И не только ему, но и многим другим!
  • Объясняйте ребенку, что взрослый человек – не тот, которому всё позволено, которого не накажут. Взрослый – это человек разумный, способный нести ответственность за свой выбор, который не зависит от давления других людей. Взрослость – это и умение говорить «НЕТ».
  • Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если захочу и буду действовать».
  • Берегите здоровье. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Образ жизни родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.
  • Дорожите доверием. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
  • Проводите время с детьми, найдите общие занятия. Например, занимайтесь вместе с ребенком спортом или выезжайте на отдых, это также и время, проведенное в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, это и занятия домашними делами. Это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать.
  • К трудностям в воспитании относитесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
  • Помните, что незанятость полезными видами деятельности, отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов – прямой путь к девиантному поведению.
  • Читайте литературу про психологию подростков. Эта информация поможет вам понять «неадекватность» и особенности поведения своего взрослеющего чада.

 

И самое главное — любите своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, трудным, взрослым! Помните – ему  с самим собой трудно!