Как составить резюме

Как составить резюме - правила составления резюме

Что такое резюме?

Резюме - это письменное описание профессионального пути, качеств соискателя, демонстрирующее потенциал личности и способность занять конкретную должность, и призвано создать позитивное мнение работодателя.

Если Вы обнаружили информацию об имеющейся вакансии, то Вам необходимо правильно составить резюме. Следует учитывать принятые стандарты и отделять понятия «качественное резюме» и «некачественное».

Существуют ли определенные стандарты написания резюме?

Составить резюме – это значит включить следующие пункты:

  • цель, образование, опыт работы, профессиональные навыки, награды и общественная деятельность
  • личные сведения, рекомендации.

Лучше, если вы уместите текст на одной, максимум двух страницах формата А-4. Лучше использовать белую бумагу хорошего качества. Все листы текста должны быть безупречно чистыми, для этого лучше поместить их в специальный прозрачный файл. Составленное резюме лучше доставить лично.

Существует три основных типа резюме. Каждая форма резюме из представленных ниже имеет право на жизнь:

  • Хронологическое
  • Функциональное
  • Комбинированное

Имя и фамилия.

При составлении резюме выделите имя и фамилию жирным либо крупным шрифтом. Помните, что когда документов очень много, работодатель не должен долго разыскивать в сплошном потоке текста имя кандидата.

Правильно составить резюме – это значит писать сначала имя, а затем фамилию.

Фото

Составить резюме можно и без фотографии, а предоставлять ее только в крайних случаях. Не рассчитывайте, что составление резюме с красивым портретом прибавит вам очков, впечатление от личной встречи гораздо важнее. Фотография чаще всего лишь облегчает идентификацию в большой массе соискателей.

Координаты.

Включите в этот пункт резюме номер телефона, по которому можно с вами связаться. Совсем не обязательно указывать свой домашний адрес - ведь вы вовсе не в гости приглашаете представителя компании.

Цель.

Если для Вас важно правильно составить резюме, не забывайте, что цель не должна быть расплывчатой и общей. Указание конкретной должности (или двух), на которую Вы претендуете, значительно экономит время и силы работодателю.

Примеры целей карьеры. (В каждом случае надо указывать индивидуальные цели при составлении резюме):

  • Развить новый участок компании по производству и продаже … (наименование товара/услуг).
  • Основать дистрибьюторскую сеть компании по производству и продаже… (наименование товара/услуг).
  • Получить должность программиста в крупной производственной организации.
  • Получить должность специалиста по рекламе. Особенно заинтересован в подготовке макетов журнальных статей, рекламных модулей, фотоматериалов и т.п.
  • Образование.

    Необходимо указать год поступления, год окончания, название учебного заведения, факультета и специальности. Важно перечислить и такие достижения, как диплом с отличием или средний балл в зачетной книжке, а также то, что вы входили в число 10%, 50% и т.д. лучших студентов.

    При составлении резюме факультативные тренинги и семинары лучше указать, только если их темы отвечают цели вашего резюме.

    Опыт работы.

    Выделяют два типа резюме - хронологический, т.н. европейский и функциональный (американский), в котором места работы и должности перечислены в обратном хронологическом порядке - от последнего к первому.

    Чтобы составить резюме правильно, укажите должность, наименование и местонахождение организации, даты начала и завершения работы, а также краткое описание ваших должностных обязанностей и достижений.

    Можно включить данные о временной работе, производственной практике, если они соответствуют резюме. Если таких мест работы было много, разделите эту часть на два подпункта - "Профессиональный опыт" и "Опыт другой работы".

    Профессиональные навыки.

    Указание на каждый навык должно быть подкреплено соответствующим фактом. Мало написать: "умею печатать, водить машину". Правильное составление резюме подразумевает, что вы отметите скорость печатания и категорию водительских прав. Если речь идет о компьютерных навыках, укажите конкретные пакеты программ, о владении английским - количество баллов официальных тестов.

    Не пишите в резюме фразы, подобные следующим: "Языка не знаю, но имею большое желание его изучать", "Компьютер в процессе изучения". Составление резюме - это описание ваших достижений, а не ваших планов и мечтаний.

    Награды.

    Не стоит упоминать о втором месте на школьной олимпиаде или победе в командном первенстве по лыжам. Укажите одну-две действительно весомых наград, прямо связанных с вашей профессиональной деятельностью.

    Важно! При описании вашей научной, профессиональной и общественной деятельности, избегайте использования аббревиатур типа КазНТУ, КИМЭП и тому подобных. Помните: вы составляете резюме для работодателя, облегчите ему процесс восприятия. Всегда указывайте полное название организации и профиль деятельности. Например, многие потенциальные работодатели могут и не знать, что значит SIFE.

    Личные сведения.

    Вы можете указать дату рождения и семейное положение. Законодательством многих стран разрешено не указывать при подаче документов на вакантное место такие сведения, которые могут повлечь за собой дискриминацию (возраст, пол, вероисповедание, социальное происхождение, национальность, семейное положение, наличие детей). Поэтому следует указывать те сведения, которые могут сыграть в вашу пользу и будут не в ущерб работе.

    Помните, что работодатель не вправе требовать слишком много личной информации, то есть сведения, не связанные напрямую с профессиональными навыками.

    Документы, удостоверяющие личность, а также диплом и трудовая книжка, будут необходимы для заключения трудового договора или контракта.

    Хобби и интересы.

    При составлении резюме не указывайте слишком экзотические или многочисленные увлечения. Обычно хорошее впечатление производят командные виды спорта и интеллектуальные занятия (литература, искусство).

    Рекомендации.

    Не стоит прилагать к резюме слишком много рекомендательных писем, особенно небрежно размноженных фотокопий. Лучше составить резюме с учетом списка имен, должностей и координат лиц, которые могут рекомендовать вас. Убедитесь, что это будут положительные отзывы.

    Сопроводительное письмо.

    Что можно сказать о письме примерно следующего содержания:

    "Уважаемые господа!

    Меня заинтересовало ваше предложение о предоставлении работы. Прошу вас изучить мои документы и решить, могу ли я быть вам полезен. Я отличаюсь динамичным и самостоятельным мышлением и ответственным отношением к работе, могу руководить людьми. Английский язык проходил в курсе общеобразовательной школы. Рекомендуя себя на вакантную должность на вашей фирме, я с большой заинтересованностью ожидаю положительного ответа и назначения вами сроков встречи. Я буду звонить вам в понедельник, чтобы узнать, когда эта встреча состоится.

    Заранее благодарю,

    Подпись."

    Вряд ли это сопроводительное письмо произведет большое впечатление на опытного кадровика, поскольку содержит лишь общие вежливые фразы.

    • Старайтесь адресовать письмо лично, избегая обращений типа "Уважаемые господа!", "Тому, кого это касается".
    • Обоснуйте, почему вы заинтересованы в получении именно этого места.
    • Укажите на наличие опыта и знаний, необходимых для этой должности. Частные мотивы кадровика не интересуют. Сделайте упор на пользу, которую получит компания, приобретая такого сотрудника, как вы.
    • Избегайте употребления общих слов, например, "я умею работать с людьми" или "благодаря моему уникальному сочетанию опыта и образования:".

    Подобные предложения звучат красиво, но повторяются десятками соискателей и очень мало значат для работодателей. Приводите конкретные примеры, опирайтесь на конкретные факты